Подвиг священномученика Иоанна, архиепископа Рижского
Священномученик Иоанн (Янис) Поммер родился 18 января 1876 года в многодетной и благочестивой латышской семье. У него было три брата и две сестры. Его семья приняла Православие ещё при прадеде во время одного из массовых переходов латышских и эстских крестьян, как тогда говорили, в «Государеву веру».
В малой церкви Поммеров всё семейство собиралось на пение и чтение молитв, изучение Священного Писания. Всякий день и всякое дело в этой семье озарялось молитвой. Это помогало в тяжёлом крестьянском труде, участвуя в котором Иоанн обрёл физическую силу и выносливость. В 9 лет мальчик поступил в двухклассную школу, в которой учился весьма прилежно. Его умственные и духовные способности обратили на себя внимание приходского священника, по совету которого он поступил в Рижскую православную духовную школу. По окончании школы Иоанн был зачислен в Рижскую духовную семинарию, которую окончил по первому разряду.
В течение трёх лет Иоанн Поммер работает приходским учителем в Лаудонской приходской школе и в Либаве. В 1900 г. по великой милости Божией Иоанн поступил в Киевскую Духовную Академию. Во время учёбы по благословению святого праведного Иоанна Кронштадтского 27-летний Иоанн Поммер принимает монашеский постриг и вскоре рукополагается в иеромонахи. В 1904 году он окончил Киевскую духовную академию с отличием и степенью кандидата богословия.
26 сентября 1907 года архиепископом Вологодским иеромонах Иоанн возводится в сан архимандрита, а уже в следующем году назначается ректором Литовской Духовной семинарии и настоятелем Виленского Свято-Троицкого монастыря. На этом посту он сумел проявить свои интеллектуальные и административные способности, благодаря которым за короткое время поднимается уровень образования в семинарии и духовной жизни обители.
11 марта 1912 года архимандрит Иоанн был хиротонисан во епископа и назначен епископом Слуцким, викарием архиепископа Минского Михаила. Впоследствии Владыка продолжает епископское служение в Одессе и на Приазовской кафедре. Во время тяжёлых испытаний Первой мировой войны Владыка оказывал содействие в помощи беженцам из Галиции, многих из них привёл в лоно Православной Церкви.
В сентябре 1917 года Святейший Патриарх Тихон назначает Епископа Иоанна на Тверскую кафедру, а затем возводит его в сан архиепископа и назначает архиепископом Пензенским и Саранским. На новом месте служения Владыка начинает активную борьбу с ересью обновленчества. Деятельная проповедническая работа архиепископа возвращает в лоно Православия уклонившихся в раскол верующих, что вызывает гневную реакцию новой, «народной власти». Владыка подвергался неоднократным арестам, допросам и издевательствам. Однажды, вернувшись из очередного заточения в храм, Владыка услышал свершаемую панихиду по «новопреставленному» архиепископу Иоанну – люди были уверены в том, что его расстреляли.
За время многочисленных заключений архипастыря большевики разгромили епархию, упразднив её управление. По надуманному делу о контрреволюционной деятельности архиепископ Иоанн был переведён в Москву и заточён в камеру вместе с уголовниками. Однако истинно христианское смирение возбудило к узнику любовь сокамерников – матёрых преступников. Само же уголовное дело словно рассыпалось в руках следователей, и Владыка был полностью оправдан. Господь хранил Своего праведника для дальнейшего служения на его малой родине.
В то время Православная церковь Латвии переживала тяжёлые времена. Не признанная государством, она подвергалась разграблению. Многие храмы стояли в полном разорении. Власти отбирали у Церкви имущество, снимали жесть с храмов. Рижский кафедральный собор Рождества Христова планировалось перестроить в национальный пантеон героев или вообще снести. Благочестивые пастыри Латвийской Церкви вместе с пасомыми обратились к Святейшему Патриарху с просьбой благословить окормление паствы архиепископом Иоанном (Поммером).
21 июня 1921 года Патриарх Тихон благословил служение архиепископа Пензенского Иоанна на Рижской архиепископской кафедре. Латвийской Церкви были дарованы права автономии, при этом она оставалась в лоне Матери-Церкви.
На новом месте служения Владыка Иоанн предпринял всё возможное в деле сохранения и возрождения Православия. По прибытии в Ригу он сразу же направился в разорённый кафедральный собор и поселился в его тёмном и сыром подвале, который стал его резиденцией. В этом подвале, который он называл «моя пещера», Владыка принимал иностранных гостей. Именно таким образом храм был спасён от посяганий местных националистов. В тяжёлых условиях Владыка озаботился восстановлением разрушенной церковной жизни.
С 1926 по 1931 годы архиепископ Иоанн трижды избирался депутатом Сейма. На этой должности он добился юридического признания Латвийской Православной Церкви. Неустанными трудами великого пастыря Православная Церковь Латвии вновь обрела утраченное благолепие. Владыка помогал бедным и страждущим, всем, кто приходил к нему вне зависимости от социального положения. Только благодаря стараниям Владыки на уровне законодательной деятельности было достигнуто равноправие в субсидировании русских учебных заведений. Владыка Иоанн, будучи латышом по-национальности, лично участвовал в проведении «Дня русской культуры». Традиция этого праздника зародилась в Эстонии, который впервые состоялся в Печорском крае в 1924 году под названием «День русского просвещения». С 1925 года этот праздник стал проводиться в Латвии, а в последствии и во многих других странах русского рассеяния. Владыка также публиковался в ежегодных изданиях «Русский день», приуроченных к празднику. В своих статьях он говорил о том, что в основе русской культуры лежит глубокая религиозность, особо подчёркивая, что «Русская Церковь является матерью русской культуры».
Неутомимая пастырская деятельность Владыки Иоанна имела и обратную сторону. Его последовательность в отстаивании интересов Церкви была угодна далеко не всем. На Владыку сыпались нападки, обвинения и угрозы со стороны его идеологических противников. Несмотря на это любовь паствы лишь возрастала к своему пастырю. Однако неутомимые заботы и тяжёлые условия жизни подорвали его самочувствие. Для того чтобы поправить своё здоровье, Владыка Иоанн переехал на архиерейскую дачу близ Кишозера. Именно здесь Владыке Иоанну было суждено окончить свой крестный путь и принять венец мученичества. В ночь на 12 октября 1934 года страшный пожар на архиерейской даче возвестил о трагедии. Поспешившие пожарные обнаружили бездыханное тело архиепископа. Все говорило о том, что священномученика подвергли страшным мучениям. Его пытали на верстаке, привязали к снятой с петель двери, жгли огнём, в него стреляли из револьвера и ещё живого предали огню. Вокруг тела были разбросаны личные документы убиенного, часть из которых была намеренно уничтожена. Жестокое убийство так и не было официально раскрыто.
В последний путь любимого пастыря вышло провожать около ста тысяч человек, люди самых разных национальностей. Останки Владыки Иоанна были погребены на Покровском кладбище, где с прощальным словом на русском и эстонском языках выступил Ревельский епископ Александр.
В 1981 году решением архиерейского собора Русской Православной Церкви Заграницей архиепископ Иоанн Поммер был канонизирован в лике священномученика и сопричислен к Собору новомучеников и исповедников Российских. В 2001 году Священный Синод Русской Православной Церкви подтвердил общецерковное почитание новомученика.
Святые мощи священномученика Иоанна, находившиеся под спудом, были обретены нетленными в 2003 году. В том же году состоялось торжественное перенесение мощей священномученика Иоанна Архиепископа Рижского и Латвийского (Поммера) из храма Покрова Пресвятой Богородицы в собор Рождества Христова.
И ныне священномученик Иоанн, предстоя перед престолом Всевышнего, имеет дерзновение в молитвах ко Господу нашему Иисусу Христу за всех православных христиан.
Александр Котов
Впервые опубликовано в ежемесячной газете ЭПЦ МП «Мир православия»,
№ 11 (224), ноябрь 2016 г.