Духовные истоки русского просвещения
В течение нескольких лет в столице Эстонии проводятся Дни русского просвещения, призванные объединять всех, кому дороги традиционные ценности русской культуры. История этого праздника уходит корнями во времена довоенной Эстонской Республики. Его традиция была заложена стараниями Алексея Янсона, сына диакона церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Везенберге Кирилла Мартыновича и матушки Ольги Кузьминичны, урожденной Сафроновой. Алексей Кириллович долгие годы работал на ниве просвещения в различных губерниях Российский империи и за выдающийся вклад в педагогическое дело был возведён в чин статского советника и сопричислен к потомственному дворянству. В 1921 году как уроженец Эстонии Алексей Янсон вернулся в Эстонию и занял пост советника, а затем – Русского национального секретаря при министерстве просвещения Эстонии.
Именно Алексею Кирилловичу принадлежала идея проведения в Эстонии «Дня русского просвещения», который должен был способствовать сплочению русского меньшинства на основе любви к русской культуре и сохранению последней. По решению состоявшегося в Таллине в 1923 году съезда деятелей русского просвещения было решено проводить праздник каждое лето во второй День Святой Троицы. Не случайным оказался и выбор ключевого слова – «просвещение», имеющего глубокий христианский смысл. Издревле в писаниях святых отцов Церкви День Крещения Господня именовался праздником Светов или Просвещением, ибо Бог есть свет, явившийся просветить «седящих во тме и сени смертней» (Мф. 4:16). Так была заложена традиция, по своей глубине и масштабу сравнимая с эстонскими национальными праздниками песни и танца.
Впервые День русского просвещения состоялся 26 мая 1924 года в Печорах и был посвящён Александру Сергеевичу Пушкину. С каждым годом география «русского национального праздника», как называла День просвещения русская печать, расширялась. Начиная с 1925 года Дни русского просвещения проводились уже практически по всей Эстонии. Обычно в ходе этих дней происходило красочное шествие в национальных костюмах, устраивались праздничные гуляния, спектакли и представления, национальные игры и забавы. В православных приходах проводились кружечные сборы в пользу праздника, а все поступления поступали в Фонд русского просвещения.
По традиции, празднества начинались с богослужений. На Всенощном бдении поминались почившие деятели русской культуры, а непосредственно в начале праздника служился молебен о здравии ныне живущих деятелей русского просвещения. «Божественную литургию и молебен служил протоиерей о. А. Аристов в сослужении пяти священников и четырех диаконов.Служба носила исключительно благолепный характер, чему особенно способствовало глубоко-художественное пение объединенных церковных хоров. Служба превратилась в духовный концерт, во время которого исполнен был ряд наиболее красивых песнопений творчества крупнейших русских духовных композиторов», – писала газета «Вести дня» о молебне на начало проведения Дня русского просвещения в 1929 году.
По окончании литургии на амвон вышел настоятель Собора Александра Невского протоиерей Иоанн Богоявленский, который произнёс вдохновенное слово о духовном значении Дня русского просвещения:
«Не случайным является то обстоятельство, что сегодняшний русский праздник начался совершением богослужения. Если мы обратимся взором в глубину исторического существования русского народа, то увидим, что матерью и колыбелью всего русского просвещения являлась святая православная церковь; что в течение веков просвещение шло в народ из школ, открытых церковью; что книги, издававшиеся на Руси, носили по преимуществу богослужебный характер. В настоящее время русский народ переживает тяжёлые испытания, и значительная часть его оказалась вне родины, подобно древним евреям в рассеянии по разным странам», – сказал он.
Отметив деятельность ряда русских писателей, протоиерей Иоанн Богоявленский остановился на жизни русского писателя Фёдора Достоевского, испытавшего всю тяжесть каторжной жизни и вышедшего из неё перерождённым и просветлённым: «Православная церковь молится о том, чтобы весь русский народ вышел из своего испытания, подобно Достоевскому, возрожденным духовно, окрепшим и способным выполнить то великое назначение, которое указано было ему Достоевским, — быть народом богоносцем».
По примеру Эстонии, Дни русского просвещения проводились и во многих других странах русского рассеяния. Одним из главных покровителей этого праздника в Латвии был священномученик Иоанн (Поммер), архиепископ Рижский. Владыка Иоанн (Поммер) был одним из авторов сборников «Русский день», выпускаемых к празднику. В своих статьях архиепископ, отмечая связь русской культуры с Православием, подчёркивал, что «Русская Церковь является матерью русской культуры» и что именно вера породила русский национальный идеал – «Святую Русь».
Праздники русского просвещения с неизменным успехом проводились вплоть до трагических событий Второй мировой войны, когда многие деятели русской эмиграции были репрессированы. Традиция, казалось, была прервана навсегда. Но неисповедимы пути Господни. Cпустя многие десятилетия забвения, автором этих строк была выражена мысль о необходимости её возрождения. С почином воплощения этой идеи выступило культурно-просветительное и спортивное общество «Витязь», которое было неизменным участником праздника в довоенные годы.
Но духовное возрождение традиции не могло бы состояться без окормления предстоятеля Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата — Митрополита Таллинского и Всея Эстонии Корнилия. Провидением Божиим в далёком 1938 году Владыка Корнилий, будучи мальчиком, был участником хора, выступавшего на концерте по случаю открытия Дня русского просвещения. По благословению Его Высокопреосвященства первые в современной истории Дни русского просвещения состоялись в Таллине осенью 2014 года. Предваряя открытие праздника, под сводами кафедрального Собора во имя благоверного князя Александра Невского был отслужен молебен на начало благого дела. Вновь, как и многие десятилетия назад, сотни и тысячи участников праздника смогли прикоснуться к глубинным основам русской культуры, берущим свои истоки в крещенской купели Святого Равноапостольного князя Владимира. Крещение же, по словам Святителя Григория Богослова, есть изменение жизни, светлость душ, причастье света и рассеянье тьмы. Крещение – есть просвещение духом Божиим.
Александр Котов
«Мир православия», №2 (227) февраль 2017