Александр Ужанков: православие — это основная составляющая самосознания русского народа
В международном медиа-клубе «Импрессум» в Таллине состоялось выступление известного российского филолога, члена научного совета Российской Академии Наук, преподавателя Сретенской духовной семинарии профессора Александра Николаевича Ужанкова.
На сегодняшний день Александр Ужанков является самым востребованным специалистом в области истории русской литературы и культуры, чьи лекции собирают полные залы не только в гуманитарных и богословских институтах, но и в специализированных технических вузах. Переполненный зал на 300 человек таллинской гостиницы «Европа» едва смог вместить всех желающих.
Свою речь Александр Николаевич начал со знакомства с публикой, рассказав о том, что он является медеевистом. По словам Ужанкова, он не только изучает средневековую историю Руси, но и живёт в средневековье и смотрит на события последующих эпох с позиции средневекового русского человека. Мировоззрение же человека эпохи средневековья было эсхатологическим и все события он воспринимал сквозь призму христианского вероучения.
Именно вера является одной из базовых составляющих самосознания русского народа, наряду с языком, самобытной историей и культурой. Православный и русский — оба этих слова использовались как синонимы в древнерусских летописях. Александр Николаевич также отметил, что он единственный, кто в своих изысканиях обратил внимание на неправильно принятое произношение названия самой известной русской летописи «Повесть временных лет». Вопреки принятому правилу, ударение в слове «временных» должно стоять на первом слоге, поскольку средневековые летописцы описывали события земной, временной жизни, противопоставляя её вечности.
Развивая свою мысль, Александр Николаевич обратился и к теме градостроительства. По его мнению Москва строилась как зримый образ горнего Иерусалима, где Красная -площадь — это церковь, храм Василия Блаженного — алтарь, а Спасские ворота — образ Золотых ворот Иерусалима.
Однако с приходом к власти Петра Великого в России произошли кардинальные перемены, в том числе и в духовной жизни страны. Было упразднено патриаршество и построена новая столица — ставшая символом нового, европейского пути развития. Произошел разрыв между простым народом и элитой. Для России того времени, как и для западноевропейского общества в целом стал характерен гедонизм. Согласно этому учению получение удовольствий является высшим благом.
В качестве примера Ужанков рассмотрел творчество Александра Пушкина. Так, по мнению профессора роман «Евгений Онегин» был создан Пушкиным-атеистом, где главный герой — типичный гедонист. В тоже время повесть «Капитанская дочка» — была написана поэтом, пришедшим к вере и является настоящим духовным завещанием Александра Сергеевича. Ужанков охарактеризовал смысловое противостояние двух произведений как дуэль Пушкина — атеиста и Пушкина — христианина, в которой духовная победа оказалась на стороне последнего.
По мнению Ужанкова возвращение к христианским истокам началось в эпоху Императора Николая Первого, когда новая государственная идеология была сформулирована в ёмкой уваровской триаде «Православие, самодержавие, народность». Начался постепенный процесс духовного оздоровления России, который был трагически прерван революционными событиями начала ХХ века. Однако сегодня Россия вновь встала на пусть исторического развития и возврата к традиционным духовным ценностям.
Продолжая литературную тему, Александр Николаевич отметил, что в русской литературе необходимо уметь видеть не только сюжет, но и прежде всего читать «между строк», обращая внимание на детали. Ибо деталь — это царица смысла. В тоже время профессор подчеркнул, что без знания Священного Писания невозможно понять и смысл классической русской литературы. Он подробно рассмотрел духовный посыл романа Федора Достоевского «Преступление и наказание», а также романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». «В основе этих произведений лежит пятиступенчатое учение о развитии греха в человеке, — подчеркнул Ужанков, — на этом зиждется вся русская классическая литература». Это учение святых отцов Церкви, которое объясняет, как из помысла зарождается грех, который проходит пять стадий своего развития: прилог — когда вопреки желанию человека появляются греховные помыслы, на этой стадии грех легче всего преодолевается; сочетание — человек не отрицает эти помыслы и добровольно о них думает; сложение — человек иногда совершает грех, осознавая его пагубность; пленение — человек часто грешит, но еще осознает свою греховность; страсть — человек совершает грех добровольно, находясь у него в плену и не осознавая своей греховности.
Отвечая на вопросы публики, гость встречи коснулся и событий, происходящих в современном мире. Один из слушателей попросил разъяснить, что является основой мировоззрения украинского народа, большая часть которого говорит на русском языке и исповедует православную веру. Отвечая на вопрос, Ужанков вновь озвучил свою концепцию, согласно которой, мировоззрение не только русского, но и любого другого народа зиждется на четырех составляющих: вера, язык, история и культура. Он также отметил, что сегодня на Украине происходит процесс, аналогичный тем, которые происходили в средневековой Европе — формирование нации. Именно поэтому на территории Украины сегодня происходит активное насаждение униатства. Говоря об украинском языке, владеющий им в совершенстве уроженец Черниговской области Александр Николаевич подчеркнул, что исторически украинский язык — это малороссийское наречие русского языка, а Украина — это Малороссия. В своей речи профессор подробно остановился на том, как сегодня на территории Украины переписывается история. По его словам нынешняя война на юго-востоке страны нужна для того, чтобы окончательно разделить некогда единый народ.
Последний вопрос по традиции задал ведущий встречи, который спросил гостя о том, какие книги он посоветовал бы прочитать каждому русскому человеку. Александр Николаевич назвал три, наиболее важные, по его мнению произведения: Священное Писание, «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона Киевского, а также «Русские ночи» Владимира Одоевского.
На этой ноте окончилась более чем двухчасовая встреча, а вдохновленная публика поблагодарила Александра Ужанкова бурными аплодисментами.
Александр Котов